Крещение Руси– введение христианства в греко – православной форме как государственной религии. Начато Владимиром Святославовичем в 988 – 989гг. н.э. Одним из важнейших событий конца Х века для Киевской Руси стало официальное принятие христианства. Уже в первой половине IX века христианство начинает появляться в восточных землях. О крещении части руссов в 60-е годы IX столетия говорят византийские источники. Спустя столетие в Киеве уже существовала соборная церковь святого Ильи и еще нескольких менее значимых церквей. Автор «Повести временных лет» прямо заявляет в записи за 945 год, что в Киеве «мнози бо беша варязи хрестеяне и козаре». В начале правления Владимира Великого было сильно развито язычество, «идолослужение». Но Владимир, как мудрый и религиозный человек понимал, что нужно реформировать религию, в часности «язычество», т.к. оно уже изживает себя, и требуется новое, более сильное, новое направление, которое заняло бы души людей. Объединив воедино разрозненные племена Киевской Руси, Владимир понимал, что для построения сильной державы нужно объединить народ и единой верой в единого сильного Бога. Как и римский император Юлиан — он предпринимает попытку реформировать язычество (многобожие). На Руси до седины IX начала X века различные племена, поклонялись различным богам. Часто они заимствовали культы другу друга. Но единого направления язычестве не было. И вот, в конце IX ст. Владимир реформирует язычество (около 983 года). Язычество отчаянно сопротивляется накануне своего исчезновения. Еще в 983 г. Владимир приносил человеческие жертвоприношения, а уже через пять лет он принимает христианство. Это был глубочайший переворот в душе князя. Чтобы понять все величие подвига князя Владимира, нужно оценить, каким он был до крещения. По сути он был братоубийцей, приносил человеческие жертвоприношения, устраивал пьяные оргии — это было привычное времяпровождение князя и его дружины. Известно также насколько развратна была его натура. В жены Владимир взял себе полоцкую княжну Рогнеду, отца которой он убил на ее глазах. Подобным же образом и жена убитого брата Ярополка оказалась в гареме развратного язычника.
На руинах разгромленной Хазарии существовал иудаизм: купцы-иудеи были частыми гостями в Киеве. Рядом с границами Киевской Руси обитали мусульмане. Неподалеку на Западе уже распространялось христианство латинское. Поэтому перед Владимиром стал вопрос о выборе веры между мусульманством, христианством, и иудаизмом. Весть о том, что князь Владимир ищет новую веру быстро распространилась по соседствующим державам. К нему вереницей начали идти послы – представители разных верований. Одними из первых к Владимиру пришли иудеи. Их веру он отверг на том основании, что у них нет своей земли, родины, они народ, который рассеянный по всему свету. Владимир не пожелал принять веры, которая в дальнейшем лишит его народ родины. Западное христианство не прельщало Владимира своими требованиями подчинения римскому первосвященнику как земному владыке христианского мира. Когда к Владимиру пришли папские посланники, он им ответил, что его предки не принимали веры латинской, и он не примет. Существенную роль в принятии такого решения сыграло то, что мудрая княгиня Ольга не принимала западного христианства, а приняла крещение от православных греков. Ислам, по началу, развратного князя Владимира привлекал возможностью многоженства, наличием «рая» в котором правоверные услаждаются благами в обществе гурий. Но узнав, что Коран запрещает употребление вина он, по преданию летописца, произносит историческую фразу: «Руси веселие есть пити». Из Византии, по преданию Нестора летописца, к Владимиру пришел монах, который показал ему икону Страшного Суда, на которой наглядным образом было показано, что ожидает грешников и праведников после смерти. По словам Нестора, беседа с монахом о православии оставила неизгладимое позитивное впечатление на Владимира, в отличии от других религий. В разные страны Владимиром были отправлены послы для изучения религий, и они подтвердили его впечатление. Послы были потрясены богослужением в соборе Святой Софии в Константинополе. Это был поистине удивительный пример воздействия церковного богослужения на души людей. Но по причине сложных политических отношений с Византией Владимир все еще не торопился с окончательным решением. Но, по всей видимости это было только внешней причиной, которая оттягивала момент принятия решения. У князя происходила внутренняя борьба, искания истинной веры. Из дикого язычника он внутренне превращаться в высокодуховного христианина. В его жизни происходили ряд событий, которые постепенно приводили к укреплению его внутренних убеждений. В то время у Византии было сложное политическое положение. В империи возник мятеж, для приглушения которого управители Византии братья Василий II и Константин VIII обратились к Владимиру за военной помощью. Для подавления мятежа Владимиром была послана 6 тысячная армия, которая успешно справилась со своими задачами. В обмен за это Владимир потребовал руку византийской принцессы, в чем ему было отказано (может быть большую роль в этом отказе сыграли слухи о его аморальности). Владимир все медлил с крещением. Большую роль в этом промедлении сыграло то, что с точки зрения византийской идеи это означало бы ,что он признает себя подданным императоров, а соответственно и Киевская Русь входила бы в подчинение Византии, чего Владимир совсем не желал. Его женитьба на византийской принцессе Анне в какой-то мере решала бы этот вопрос и уравновешивал его положение с императорами. Но женитьба православной Анны с некрещеным Владимиром была невозможна. В перевес этой ситуации Владимир решает действовать силой. Он идет войной на Византию, после длительной осады занимает Херсонес – форпост Византии. В обмен на Херсонес он требует себе в жены Анну – принцессу византийскую. И тут случилось чудо. Такие чудеса не единожды встречаются у верующих в Бога православных христиан. Когда в Херсонес прибыла византийская принцесса Анна, и Владимир уже торжествовал свою победу, случилось чудо: Владимир ослеп. И прозрел лишь тогда, когда принял крещение. А из купели для венчания с Анной вышел уже не варвар-язычник, а совершенно другой человек, на которого сошла мудрость и сила Духа Святага. При крещении Владимиру было дано имя Василий, в память о великом архиепископе Кесарии Каппадокийской Крещение Руси явилось в значительной степени заслугой самого князя Киевского, полностью преобразившегося после своего крещения. Именно поэтому Церковь причисляет Владимира к лику равноапостольных мужей. Если крещение князя Владимира происходило с полным осознанием им происходящего, то крещение народ Киевской Руси происходило далеко не с таким осознанием предстоящей новой веры, а даже с сопротивлением в некоторых землях. Большой проблемой на первоначальном этапе крещения Киевской Руси была, как бы теперь сказали, нехватка кадров, а именно священнослужителей православной веры. Людей мало было крестить, их надо было еще и ввести в веру, изъяснить им основы нового вероисповедания. Этот процесс растянулся но долгие годы, десятилетия, в некоторых местах даже на столетие. Во многом православие Киевской Руси опиралось на православие соседней Болгарии, где крещение произошло на столетие раньше. В некоторых источниках даже говориться о «Болгарской юрисдикции» и отказа от подчинения Константинопольскому патриарху. Предполагают, что юрисдикция Константинополя была восстановлена при Ярославе Мудром.